Ольга Тимохина: "Как я избежала операции на шее"

Ольга Тимохина, заместитель председателя правления банка «Западный»:

Два года назад я попала в аварию: было лобовое столкновение, но никто не пострадал. Даже подушки безопасности не сработали. Через полтора года у меня начались головные боли, головокружения и, что самое страшное, проблемы с речью. Встал вопрос об операции на шейном отделе позвоночника. Я отказалась — и занялась гимнастикой.
 
Одно из распространенных последствий автомобильных аварий — так называемая «хлыстовая» травма позвоночника. Во время лобового удара пассажир машины совершает резкое «ныряющее» движение шеей вперед, из-за чего страдают связки, межпозвонковые диски, а иногда и костная структура.
 
  • Очень часто хлыстовая травма имеет отложенные последствия: если сразу после аварии шея поболела и прошла, то со временем нарушенная структура позвоночника начинает сообщать о себе неврологическими симптомами: головной болью, головокружением, немеющими пальцами и пр.
Поэтому даже после легкой аварии необходимо пройти обследование: как минимум, сделать рентген позвоночника. В рамках лечения хлыстовой травмы, как правило, назначают ношения «воротника» для иммобилизации шеи, при острых болях — обезболивающие и противовоспалительные препараты. После того, как боль прошла, необходима помощь грамотного остеопата, который поможет восстановить нормальную структуру позвоночника.
Если же не предпринимать никаких действий, как героиня этой статьи, травма может дать серьезные последствия.

Ольга Тимохина:

После аварии я и не подумала идти к врачу: шея поболела и прошла — нет повода для беспокойства. Теперь я понимаю, насколько это был глупый поступок: любое нарушение в позвоночнике может поставить всю жизнь с ног на голову.
 
Через полтора года после травмы у меня начались головные боли, головокружения и, что самое страшное, проблемы с речью.
 
Выглядело это так: я прихожу на совещание с советом директоров банка. Я готова к этому совещанию и точно знаю, что должна сказать. Я формулирую мысль в голове — но сказать ее не могу! И так повторялось раз за разом, встреча за встречей. Из высококлассного специалиста я превратилась в неуверенно мычащего менеджера, на которого коллеги смотрят с недоверием и рекомендуют сходить в отпуск. Дальше — хуже: меня начало шатать, я несколько раз пыталась упасть в обморок на улице. И родственники повели меня к неврологу. После множества тестов мне назначили уколы ноотропных препаратов, которые ровно на 6 часов «включали» мне мозг.
 
По результатам МРТ в шейном отделе обнаружились многочисленные грыжи, и врачи сказали, что без операции ситуация будет только ухудшаться.
 
В те 6 часов, которые я могла думать, говорить и передвигаться, я продолжала работать, а в остальное время чувствовала себя «овощем», впадала в отчаяние и в скором времени поняла, что надо решаться на операцию.
К счастью, подружка привела меня в школу оздоравливающих практик. Я прошла курс «Молодость и здоровье позвоночника» и, как было рекомендовано на семинаре, стала заниматься каждый день по 15 минут самостоятельно.
 
Уже через месяц я не делала себе эти «волшебные» уколы, потому что связь между мозгом и речью вернулась. Через 4 месяца полностью ушли из жизни головные боли и головокружение.
 
Я до сих пор не верю, что я это сделала сама: 15 минут занятий в день — это мелочь, которую может себе позволить каждый. Но именно эти 15 минут спасли меня от сложнейшей операции на позвоночнике, после которой я бы стала «вечной» неврологической пациенткой.
 

Елена Николаевна Кривошеина, невролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, специалист по физиотерапии и восстановительной медицине, гирудотерапевт, остеопат, действительный член Российской остеопатической ассоциации:

Хлыстовая травма возникает как результат действия ударной волны, которая проходит по телу человека после прямой травмы. Чаще всего это последствия автомобильных аварий, но может быть и обычное падение (незамеченная ступенька в темноте), неправильный прыжок с трамплина с переразгибанием тела, удар головой о дно, катание на скоростных аттракционах. Даже попадание в воздушную яму во время авиаперелета. Основным повреждающим фактором является мгновенное ускорение или торможение, приложенное к телу человека, не готовому к подобному событию.
 
Чаще всего при хлыстовых травмах страдает шейный отдел позвоночника, но изменения происходят во всем теле.
 
Во время травмы шея совершает резкое сгибательное, а затем разгибательное движение, в результате чего травмируются связки и суставы позвонков, а также происходит фиксация затылочной кости и крестца в неправильном положении. В результате наступает дискоординация в работе нервной системы. Часто клиническая картина развивается постепенно, иногда спустя несколько дней или месяцев после травмы, как мы и видим у нашей пациентки.
 
  • Снимок №1: май 2014 года
  • Снимок №2: май 2015 года
 
На МРТ можно увидеть классическую картину повреждения шейного отдела. На левом снимке (№1 - май 2014 года) отчетливо видны характерные признаки «хлыстовой» травмы позвоночника. Во-первых, это выпрямление шейного лордоза — так называемый «симптом струны»: шейный отдел должен плавно прогибаться, формируя лордоз, на снимке же он выглядит прямым, как натянутая струна. В одном месте позвонки «выгибаются» в обратную сторону — наблюдается посттравматический кифоз. Во-вторых, между всеми позвонками — от второго до пятого — можно видеть протрузии и грыжи. Особенно выдается грыжа между 4 и 5 позвонками: на снимке видно, что в этой области есть компрессия спинного мозга.
Как работает в данном случае гимнастика? Расслабляя мышцы, мы можем ослабить натяжения в мозговых оболочках и суставных капсулах межпозвонковых суставов. Еще один важный момент — это целостная проработка всего позвоночника, его ключевых зон, потому что, как я уже упоминала, натяжения создаются на всех уровнях.
 
На правом снимке (№2 - май 2015 года) грыжи и протрузии значительно уменьшились. Ушло воздействие на спинной мозг — основная угроза, которая в данном случае являлась показанием к операции.
 
Этим можно объяснить исчезновение неврологических симптомов у пациентки: нарушения речи, головных болей и головокружений. Я считаю, что девушка на правильном пути: необходимости в хирургическом вмешательстве действительно нет, можно продолжать заниматься и улучшать состояние здоровье от занятия к занятию.
 

Анна Владимирова, основательница Школы оздоравливающих практик Wu Ming Dao, автор курсов «Молодость и здоровье позвоночника» и «Женские даосские практики»:

Как работает гимнастика, которую я преподаю: в рамках курса «Молодость и здоровье позвоночника» вы разучиваете упражнения, направленные на расслабление мышц. Человек приобретает навык расслабления мышечных зажимов, который может восстановить в повседневной жизни (в отличие от расслабления, которого можно добиться в рамках, скажем, массажа).
При хлыстовой травме мышцы держат шейный отдел позвоночника в неестественной форме. Расслабляя мышцы, человек возвращает гибкость позвоночнику.
 
  • Наше тело по своей природе стремится к естественной, здоровой форме, и стоит убрать преграды (в данном случае — мышечные перенапряжения), как позвоночник начинает двигаться к естественному положению.
 
По мере выравнивания жестких структур позвоночника, межпозвонковые диски также начинают стремиться на место — так медленно, миллиметр за миллиметром уходят межпозвонковые грыжи.
 
Пример Оли показывает, что достаточно регулярно выполнять упражнения по 15 минут в день, чтобы вернуть себе здоровье и избежать серьезной операции, которая могла бы изменить всю ее жизнь.
 
Я восхищаюсь Олиной энергией и мотивацией к успеху во всех сферах деятельности: она не останавливается на достигнутом, продолжает занятия и покоряет новые вершины — и испытания делают ее только сильнее и задорнее.
Гарантии и безопасность
«Я абсолютно уверена в полезности того, чему обучаю. Очевидно, однако, что система не может подходить всем. Поэтому если в течение первого дня семинара Вы сочтете, что Вам не подходит наша гимнастика – мы вернем полную оплату за участие в семинаре»
founder
Анна Владимирова
Врач, основательница Школы оздоравливающих практик.